Новости
Семинар «Экспорт АПК субъектов Российской Федерации: источники роста»
МГИМО совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» и Ставропольским государственным аграрным университетом проводит цикл семинаров «Экспорт АПК субъектов Российской Федерации: источники роста». Мероприятие состоялось в рамках стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030». Мероприятие посвящено вопросам развития агроэкспортного потенциала АПК субъектов Российской Федерации, изучению подходов к выявлению перспективных экспортных продуктов и целевых страновых направлений их реализации, определению сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития экспорта продукции АПК субъектов Российской Федерации, выработке эффективных управленческих рекомендаций в области развития экспорта продукции АПК.
С приветственным словом к участникам обратились:
· проректор по учебной, воспитательной работе и молодежной политике Ставропольского ГАУ Иван Вячеславович Атанов,
· руководитель ФГБУ «Агроэкспорт» Дмитрий Григорьевич Краснов,
· проректор по развитию МГИМО Артем Владимирович Мальгин.
В первой — лекционной — части мероприятия были отражены теоретические аспекты, связанные с изучением агроэкспортного потенциала субъектов Российской Федерации. Спикерами выступили специалисты ФГБУ «Агроэкспорт». Они раскрыли темы: экспорт как драйвер социально- экономического развития субъекта Российской Федерации; понятие «пути экспортера»; экспортный профиль региона и подходы к его анализу; стратегия развития экспорта продукции АПК субъекта Российской Федерации.
Спикеры:
· Виталий Нагалин, ФГБУ «Агроэкспорт», начальник Управления отраслевого развития,
· Георгий Семенов, ФГБУ «Агроэкспорт», руководитель проектов,
· Варвара Макеева, ФГБУ «Агроэкспорт», начальник отдела региональной аналитики,
· Александр Панкратов, ФГБУ «Агроэкспорт», начальник отдела развития инвестиционного потенциала и экспортной инфраструктуры.
Во второй — семинарской — части мероприятия участники в формате деловой игры смогли на практике применить полученные знания, определить перспективные направления развития экспорта продукции АПК субъектов Российской Федерации и предложить эффективные управленческие решения, направленные на их поддержку и развитие. Модератором деловой игры выступил Виталий Нагалин.
Слушатели распределились на несколько команд, для каждой из которых был назначен один из субъектов Российской Федерации. С учетом вводной лекции и предоставленных всем участникам команд раздаточных материалов, содержащих фактические, статистические и информационные данные об анализируемом регионе, обучающимся необходимо было реализовать кейс-задачу по формированию SWOT-анализа региона в области развития экспорта продукции АПК. Целью анализа является определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в области развития экспорта продукции АПК на территории исследуемого региона. Слушатели должны были сделать вывод о том, насколько благоприятными условиями располагает регион для развития экспорта продукции АПК.
Вторым заданием стало выявление перспективных рынков поставок экспортоориентированной продукции, разработка краткого обоснования выявленных пар «продукт-страна». Работа велась на основании сформированного анализа в области развития экспорта продукции АПК региона, полученной в ходе лекции информации о «пути экспортера» и его основных этапах, а также знаний в области работы со статистической информацией. Отдельное внимание было уделено особенностям анализа страновых направлений экспорта продукции АПК региона в разрезе ключевых экспортных продуктов и их сопоставление с аналогичными страновыми направлениями экспортных продуктов соседних регионов или регионов, со схожей экспортной специализацией.
Итоговая кейс-задача заключалась в формировании эффективных управленческих рекомендаций, направленных на развитие выявленных пар «продукт-страна» (перспективных продуктовых направлений АПК на выявленных целевых рынках) с учетом проведенного SWOT-анализа развития экспорта продукции АПК региона, основных этапов «пути экспортера», а также знаний о стратегировании управленческих решений по развитию экспорта продукции АПК, полученных в ходе лекции.
Команды защитили подготовленные практические рекомендации по развитию перспективных экспортных продуктов и целевых рынков. Представители каждой из команд сделали небольшой доклад, в котором отразили: ключевые сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития экспорта продукции АПК проанализированного ими субъекта Российской Федерации; выявленные перспективные направления экспорта продукции АПК в формате «продукт-страна»; разработанные эффективные управленческие рекомендации по развитию и поддержке выявленных персептивных направлений экспорта продукции АПК.