В научно-методической конференции, организованной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, Советом по профессиональным квалификациям специалистов финансового рынка и Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования, приняла участие декан учётно-финансового факультета Cтавропольского ГАУ Е. И. Костюкова.
Понятие «smart» подразумевает готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая требованиям экономики и общества. Smart-технологии в правильных руках могут стать инструментом достижения успешного будущего в условиях меняющейся конъюнктуры. По замыслу организаторов научно-методической конференции «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020», проходившей с 22–24 марта в г. Москве, сегодня крайне актуален поиск инновационных, нестандартных, интеллектуальных, новаторских, оптимальных, эффективных подходов к проектированию образовательных программ и актуализации их содержания, к взаимодействию с работодателями, а также к преподаванию и оценке знаний.
В работе конференции приняли участие представители министерств и ведомств РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, Национального агентства развития квалификаций, профессиональных объединений работодателей, свыше 70 крупных российских компаний-работодателей, более 100 вузов России, Казахстана, Украины, гости из Германии, Франции, США и Италии. Ставропольский государственный аграрный университет на конференции представляла декан учётно-финансового факультета, доктор экономических наук, профессор Елена Ивановна Костюкова.
Открывая форум, ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров, сделал акцент на грядущие коренные изменения в российском банковском секторе, где резко сокращается количество банковских отделений и происходит переход на удалённое обслуживание клиентов. Руководство Сбербанка прогнозирует, что рынку потребуются специалисты с иными знаниями и навыками – отличными от тех, которые вузы давали раньше. Достичь этого можно путём межкафедрального и межвузовского взаимодействия, в рамках которого студенты будут получать более широкий спектр образования, выходящий за рамки одного направления, осваивать не только свою основную специальность, но и смежные.
С открытой двухчасовой лекцией «За пределами понятия «плата за рабочие показатели» на конференции выступил лауреат Нобелевской премии по экономике 2016 года Бенгт Роберт Хольмстрём. Профессор экономики Массачусетского технологического института поделился опытом горизонтальной межвузовской и межотраслевой интеграции в США, где вузы не ждут директивы сверху, а профессора сами формируют учебные программы. При этом уровень академической мобильности очень высок, а сама система работает мощно.
Участвующий в конференции Александр Шохин, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, в своём докладе напомнил о поручении президента страны Владимира Путина – повысить темпы экономического роста на рубеже 2019–2020 годов до уровня не ниже мировых показателей. Без серьёзных реформ в области подготовки кадров, повышения производительности труда и деловой активности, по мнению главы РСПП, столь амбициозную задачу не решить. Cпасительным мостом между сферой профобразования и рынком труда может стать Национальная система квалификаций, которая cыграет положительную роль для будущего российской экономики.
C целью популяризации современных финансовых профессий председатель СПКФР, исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев cообщил о запуске Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia (FSR).
Генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Александр Лейбович призвал уделять более пристальное внимание совершенствованию и актуализации системы квалификаций. «Cколько профстандартов должно быть, сколько квалификаций, какими они должны быть, почему именно они? Это среднесрочная задача, которую нужно решить», – считает А. Лейбович.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Сергей Пилипенко озвучил основополагающие ориентиры в концепции «Выпускник 2020»: фундаментальная подготовка, практикоориентированность, способность выпускника вуза к адаптации. Молодой специалист будущего должен понимать, во имя чего он работает, как будет соотносить свою деятельность с интересами окружающих, обладая фундаментальными знаниями и практическими навыками, он cможет ориентироваться на рынке труда – выбирать рабочее место, соответствующее своим компетенциям и профессиональному уровню, прогнозировать траекторию собственного карьерного развития.
По мнению профессора Ставропольского ГАУ Е. И. Костюковой, в насыщенной программе конференции, кроме сверхактуальных, содержательных докладов, особый интерес участников вызвали smart-дискуссии «Развитие образовательных технологий и квалификаций», а также круглый стол «Дорожная карта развития профессии бухгалтера и аудитора: технологии подготовки кадров».
Возврат к списку