Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Благодаря фонду В. Потанина в СтГАУ реализован новый проект

29.11.2017

Автор проекта «Разработка и внедрение методов контекстного обучения в образовательный процесс по магистерской программе «Агроэкологический мониторинг» – Ю. А. Мандра, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства факультета экологии и ландшафтной архитектуры Ставропольского госагроуниверситета. Программа разработана на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученного в 2014/2015 учебном году.

В XXI веке время как будто бы ускорило ритм жизни всего мира: общества, процессов, информационных потоков, а вместе с ними рисков и проблем. Новые технологии меняют человека, формируя новые привычки коммуникаций. Сегодня невозможно быть успешным, если не адаптироваться к переменам и не учиться, причём постоянно, чему-то новому. В связи с этим к современным вузам предъявляются новые требования, и сама жизнь заставляет «кузницу» высокопрофессиональных кадров становиться драйвером развития территорий, брать на себя функции регионального экспертного центра, поставщика интеллектуальных продуктов.

Ставропольский государственный аграрный университет уже во многом преуспел на пути трансформации своей миссии, внедрения современных управленческих технологий. В одном из лучших аграрных вузов страны постоянно расширяется спектр образовательных продуктов, отражающих современные достижения, благодаря появлению преподавателей новой формации реализуются амбициозные научные проекты.

Одним из разработчиков такого рода проектов является Юлия Мандра, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства факультета экологии и ландшафтной архитектуры Ставропольского ГАУ, которая, ответив на наши вопросы, рассказала о причинах создания и ходе реализации новой программы.

– Юлия Александровна, для чего понадобилось вводить новые методы обучения в вашем вузе? В чём их инновационность?

– На сегодняшний день большинство схем принятия природоохранных решений основано на концепции «конца трубы», то есть когда экологический анализ и оценка проводятся после принятия основных технических решений. Однако в наше время важно готовить специалистов, обладающих стратегическим экологическим мировоззрением, понимающих важность сохранения природных ресурсов и ответственных за принятие проектных решений и выбор технических концепций при минимально негативном воздействии на окружающую среду. Кроме того, возникает необходимость адаптировать выпускников к быстро меняющимися социально-экономическими условиями за счёт развития способностей к творческому мышлению, сотрудничеству с другими людьми, на что и нацелены методы контекстного обучения.

Все эти обстоятельства и послужили внедрению в учебный процесс по направлению «Экология и природопользование» новых обучающих технологий, позволяющих распределять и комбинировать имеющиеся фундаментальные и прикладные знания, а главное – использовать их «неожиданным образом» в практических целях. Для этого в образовательный процесс по программе «Агроэкологический мониторинг» была внедрена имитационная игра «Стратегема».

В ходе игры магистранты осваивают технику составления «проектных сценариев» в области принятия природоохранных решений по схеме: «информация – планирование – решение – реализация – оценка – утверждение». Иными словами, студенты приобретают знания и навыки посредством действия, в отличие от получения информации на лекциях. Таким путём развивается способность к постоянному обновлению своих профессиональных качеств по мере необходимости, студенты получают возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения.

А как магистранты откликнулись на предложенные изменения?

– Новые методы обучения вызвали большой интерес у студентов при выполнении самостоятельной работы по разработке природоохранных мероприятий. Об этом говорит и высокая посещаемость (98 %), и активность магистрантов на занятиях. Кстати, на занятия по дисциплине «Природоохранное регулирование сельскохозяйственных территорий» приходят студенты и других магистерских программ.

В результате анкетирования (оно проводится на факультете после сдачи государственного экзамена) магистранты отметили, что готовить магистерские диссертации им стало проще, так как они понимают важность междисциплинарных связей. Это позволяет им самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной задачи.

Что изменилось в вашей профессиональной жизни после знакомства с Фондом Потанина?

– Встреча с Фондом, а точнее грантовая программа, позволила мне реализовать давно задуманную идею внедрения практико-ориентированного подхода при обучении магистрантов-экологов. Это повысило интерес и самих студентов к магистерской программе. После успешной реализации данного проекта я стала руководителем новой программы «Инновационные технологии в сфере ресурсосбережения и экологического контроля», учебный план которой изначально разрабатывался с учётом опыта реализации проекта по методам контекстного обучения. Из личных впечатлений, пожалуй, самым ярким стала встреча всех грантообладателей, возможность обменяться опытом реализации магистерских программ и прохождение мастер-классов по социальному проектированию.

Справочно:

В течение почти 20 лет Благотворительный фонд Владимира Потанина направляет свои усилия на развитие системы российского высшего образования и повышение его качества.

Преподавателям Фонд предлагает индивидуальные гранты до 500 тыс. руб. на создание новых магистерских программ и курсов, в том числе англоязычных и онлайн-курсов.

На конкурсной основе Фонд предоставляет свои стипендии студентам. В общей сложности ежегодно его стипендиатами становятся 500 человек. С 2017 года размер ежемесячных выплат учащимся магистратуры увеличился до 20 тыс. руб.

ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС: ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ 2017–2018  


Возврат к списку