Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Научный полк СтГАУ

13.05.2022

Ставропольский государственный аграрный университет присоединился к всероссийской акции «Научный полк», которую проводит Министерство науки и высшего образования РФ.

«Научный полк» – это серия публикаций, рассказывающих о студентах и преподавателях, о научных работниках, которые в годы Великой Отечественной войны своим военным и трудовым подвигом приближали Победу.

Главная цель проекта – патриотическое воспитание молодежи и сохранение памяти Великой Победы. Тысячи студентов, преподавателей, рабочих и сотрудников институтов добровольцами уходили на фронт. Память о них должна жить!

Он из тех, кто выиграл войну и дал нам мир

Среди многих преподавателей, связавших свою жизнь со Ставропольским государственным аграрным университетом, особняком стоит уникальная личность Николая Владимировича Бугайченко, представляющего гордость нашего вуза. 14 мая 2022 года ему исполнится 100 лет! Огромная жизнь вместила в себя не только 34 года преподавательской работы кандидата технических наук, доцента кафедры сельскохозяйственных машин на факультете механизации сельского хозяйства СтГАУ, но и длинную фронтовую дорогу на грани жизни и смерти в Великой Отечественной войне, в войне с Японией, и в участии в интернациональной военной помощи Китайской Красной Армии.

Нам хочется представить для вашего внимания, хотя бы маленький фрагмент его долгой боевой и мужественной жизни.

В военной биографии Николая Владимировича Бугайченко большую роль сыграла школа. К нему, десятикласснику, отличнику учебы обратился представитель райвоенкомата для того, чтобы уговорить поступить в военное училище. Он не принял это предложение, но данная ему характеристика директором школы, отметившего в десятикласснике Николае Бугайченко грамотность, способность сочинять стихи, красноречие, особо проявляющаяся на комсомольских собраниях, сыграли свою роль в период воинской службы в 162 стрелковой дивизии, когда после принятия присяги 7 ноября 1940 года, он был избран комсоргом роты. И это общественное комсомольское поручение шагало за ним по всем фронтовым дорогам будущего. Отмеченные директором школы способности помогли ему во время войны оформлять грамотно и красочно боевые листки, красные уголки и ленинские комнаты, а, главное, поднимать дух солдат на ратные подвиги.

В период отступления в ходе военных действий он был рядовым в хозвзводе. В Днепропетровской области хозвзвод послали в Кривой Рог за продуктами. Взвод был укомплектован лошадьми и бричками, представляющих военные телеги на конной тяге для перевозки грузов. Во главе был командир взвода, недавно назначенный, с двумя кубиками в петлицах, который даже не представился своему взводу, и о нём ничего не было известно. Но солдаты есть солдаты и обязаны подчиняться своему командиру. Взвод по его приказу на военной базе Кривого Рога получил продукты. Но батальона на прежнем месте уже не оказалось, так как его срочно куда-то передислоцировали в связи с отступлением Красной Армии. Вечером устроились во дворе какого-то крестьянина, который на вторую половину ночи был назначен дневальным. Все отдыхали на сеновале. К утру в небо взвилась ракета, выпущенная как будто рядом. И после этого территория стала обстреливаться немцами. Командира хозвзвода почему-то не было. И у Николая Бугайченко возникло подозрение, что эта ракета была выпущена именно их командиром-предателем. Он, как комсорг роты, поднял своих солдат, быстро запрягли лошадей в свои брычки и по дороге на восток вскоре доехали до Днепра.

На берегу Днепра беженцев оказалось видимо-невидимо. Так как в Днепропетровске немцы разбомбили мост, а в Запорожье повредили плотину, то единственным местом, где можно было переправиться на левый берег Днепра, была паромная переправа в Никополе. На переправе был организован коридор для военных частей, но хозвзвод оказался в толпе беженцев, пробраться к парому было невозможно. Комсоргу, как старшему среди солдат взвода, надо было принимать решение. Это место ему было знакомо, так как у этой переправы он однажды был с отцом. Отец, будучи партийным работником Криворожского райкома партии, часто брал его с собой в своей поездки по сёлам и хуторам района. Хозяйственный взвод оказался там, где располагался рыболовецкий колхоз, который снабжал рыбой Криворожский район. Николай решил попросить рыбаков переправить их через Днепр. После встречи со знакомым ему председателем колхоза было дано разрешение о переправе хозвзвода через Днепр. Солдаты с разобрали брички, погрузили их на паром и оказались на левом берегу Днепра раньше их. Подплывая к берегу, они увидели, что на правом берегу Днепра «Юнкерсы» бомбят по мирным жителям, разбегающимся в разные стороны. Быстро вновь сколотили брички и двинулись на восток. И в это же время услышали, как «Юнкерсы» зашли на второй круг бомбардировки. Страшно даже вспоминать, о судьбе беженцев, скопившихся на правом берегу Днепра, большинство из которых погибло под беспощадными ударами немецкой авиации.

После войны Николай Владимирович был в Никополе и хотел узнать судьбу тех беженцев, попавших под бомбёжку. Но никто из никопольчан, с которыми он встретился, ничего конкретного вспомнть не могли. Скорее всего, спаслись единицы.

В 1942 году при отступлении батарея 7-го отдельного гаубичного полка разместилась на крутом берегу одной речушки. Разведгруппа расположилась повыше, откуда была видна дорога. От батареи к разведгруппе телефонисты вели телефонный кабель. Тут следует пояснить, что разведгруппа, это не те, кто по ночам ходили за «языком», а те, кто управлял огнём своих батарей. Николаю Бугайченко было приказано доставить пакет и передать командиру гаубичного полка. В тот период до 1943 года в Красной армии еще не было введена субординация в воинских званиях. К разведгруппе он дошёл одновременно с телефонистами. И в этот момент вдали показалась колона немецких танков. Командир полка сразу же по телефону передал корректировочные данные своей батареи для выстрела одного орудия. Результат - перелёт слева. Повторная команда – недолёт слева. А танки приближались. На лице комполка появился от волнения пот. В этот момент у рядового Николая Бугайченко невольно вырвались корректировочные данные для последующих выстрелов из 152 миллиметровых пушек-гаубиц. Обычно вторым выстрелом артиллеристы старались цель взять в поперечную «вилку», то есть положить снаряды «вправо-влево». Но здесь оказалась вилка лишь «перелёт – недолёт». И у опытного солдата даже в таких условиях всплыли необходимые корректировочные данные, которые были необходимы для поражения приближавшихся к ним танков. И он непроизвольно произнёс их вслух. Командир эти данные передал артиллеристам. И передний танк был подбит, а следующим залпом орудий подбито ещё несколько танков. В результате колонна фашистских танков вынуждена была развернуться и отступить. Командир 7-го отдельного гаубичного полка сердечно поблагодарил рядового Николая Бугайченко за компетентность и находчивость, которая помогла отбить танковую атаку немцев, а самое главное, спасти солдат от неминуемой гибели.

Это один из эпизодов богатой на яркие и героические события военной биографии Николая Владимировича, благодаря которому его направляют на учёбу в первое ростовское артиллерийское училище, которое было эвакуировано в Челябинск. После его окончания начинается участие Николая Бугайченко в Великой Отечественной войне в качестве офицера артиллерийских войск.

Председатель Совета ветеранов

первичной общественной организации ветеранов

войны и труда СтГАУ Гузынин Н.Г. 


Возврат к списку