Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Научный полк СтГАУ

16.05.2022

Ставропольский государственный аграрный университет присоединился к всероссийской акции «Научный полк», которую проводит Министерство науки и высшего образования РФ.

«Научный полк» – это серия публикаций, рассказывающих о студентах и преподавателях, о научных работниках, которые в годы Великой Отечественной войны своим военным и трудовым подвигом приближали Победу.

Главная цель проекта – патриотическое воспитание молодежи и сохранение памяти Великой Победы. Тысячи студентов, преподавателей, рабочих и сотрудников институтов добровольцами уходили на фронт. Память о них должна жить!

Автор: Е.Г. Лобжанидзе, В.А. Серафимова, руководители – В.С. Германова, А.В. Нестеренко

Есть люди, подвиг которых трудно переоценить. Люди, чьими жизнями пишется история нашего великого государства, чья кровь стала чернилами, пролившимися ради прославления нашей родины в веках: делом, словом, стихом и песней. В наше время нам бывает очень сложно вообразить себя человеком, от смелости и самоотверженности которого зависит судьба целого народа, целого мира людей, но мы никогда не перестанем помнить и гордиться тем, что в нашей с вами истории были такие люди, были герои достойные по праву носить это высокое звание. И эти герои есть и были вовсе не где-то далеко, не в фильмах и книгах, не в выдуманных историях и легендах, а здесь, прямо среди нас, идущие с нами в ногу, и каждый день служащие нам неизменным напоминанием о том, каким должен быть венец Божьего творения – настоящий человек. И сегодня мы хотим поведать вам об одном из таких людей, человеке, не только подарившем нам память о прошлом, но и проложившем своим нелегким трудом дорогу в лучшее будущее, озарявшем светом знаний новые поколения – Алексее Григорьевиче Мышко.

Алексей Григорьевич Мышко являлся почётным профессором кафедры бухгалтерского учета Ставропольского государственного аграрного университета, работал в вузе на протяжении 34 лет. Был кандидатом экономических наук и сам стал наставником еще трех кандидатов. Но помимо побед на научном фронте, были у него и другие не менее великие достижения и заслуги. За всю свою жизнь он не только наградил страну множеством светлых умов, но и помог даровать всем людям мирное небо над головой.

Алексей Григорьевич родился 25 декабря 1928 года в Полтавской губернии, в селе Повстень. Так сложилась его судьба, что во время голода 1933 году, спасаясь от верной смерти, которая в те годы постигла миллионы людей, семья мальчика решила переехать на юг – на Ставрополье. Уже тогда маленький Леша познал тяжесть потерь: на его глазах от голода скончались его дедушка, дядя и младшая сестра.

Прошло несколько лет, жизнь понемногу стала налаживаться. Отец и мать работали на пенькозаводе. Старший брат учился в Ростове, а юный Алексей с другими ребятами бегал на занятия в сельскую школу. Война нагрянула внезапно, она ворвалась в жизнь каждого советского человека, прервав ее мирное течение.

«В первые же два-три дня всех молодых ребят забрали в армию. На заводе не хватало рабочих рук, и уже летом многие мальчишки пошли работать, чтобы помочь фронту и семье. Меня взяли на завод кучером. С лошадьми я управлялся легко. Стоило мне появиться на горизонте, как Пионер, одна из вверенных мне четырех лошадей, со всего духу мчался на встречу и быстро доставлял меня в конюшню. Здесь я кормил его и остальных моих подопечных овсом, запрягал их и отвозил на линейке директора завода в районный центр», - вспоминал позднее Алексей Григорьевич.

Не смотря на такое тяжелое положение голода в селе не было, почти у каждого был домашний скот. Кроме того, отец Леши успел запастись солью, которая была в те времена большим дефицитом, которую затем обменивал с сельчанами на другие продукты. Кто-то из оставшегося на заводе волокна мастерил щетки для побелки и выменивал их в соседних селах, другой выращивал пшено и кукурузу. Бывало,даже такое, что детвора ловила маленьких птичек и других животных и поджаривала их в печке. Словом, каждый выживал, как только мог.

Утро тогда каждый раз начиналось с фронтовой сводки. Каждый с замиранием сердца слушал о том, как фашисты захватили очередной советский город. Еще горестнее было наблюдать, как наши солдаты отступали, покидая родное Ставрополье, изможденные, без патронов, в оборванной одежде, порой даже без обуви. Так жалко было мальчику этих солдатов, что ор даже отдал одному из них свой старенький велосипед.

Вскоре в Ставрополье началась эвакуация, но отступать было не куда, на новых местах не было ни денег, ни еды, ни жилья. Когда в село пришли немцы, многим мужчинам ничего не оставалось, кроме как спрятаться в лесах. Алексей Григорьевич даже вспоминал, как, бывало, тайком носил отцу еду.

Лишь через полгода фашисты спешно покинули город, подгоняемые советскими войсками. Когда появились наши радости Ставропольчан не было конца, каждый выходил поприветствовать проходящих солдат.Они были отлично вооружены и одеты, их военный дух поднялся. У каждого был солидный паек. Алексей Григорьевич как-то выпросил у бабушки бутылку водки и выменял ее у какого-то солдата на большую банку свиной тушенки. Неделю семья ела борщ на этой тушенке.

Старший брат, после кратковременной учебы в ростовском летном, а затем бакинском пехотном училищах, воевал под Орлом. В одном из боев его тяжело ранили. Два осколка пробили руку, и брат попал в госпиталь. Он так не хотел уезжать в далекую Сибирь, что, когда медицинский эшелон проезжал через Невинку, парень сбежал, и как был: в старенькой шинели и оборванных, ботинках направился домой. Из-за несвоевременного лечения, хоть позднее брат Алексея Григорьевича и проходил лечение в Кисловодском госпитале, полную работоспособность руке так и не удалось вернуть. Молодой человек остался инвалидом на всю жизнь.

Отца Леши постигла более печальная учесть. Его, еще мальчишкой воевавшего в Первую мировую, призвали только в 44 году. Однажды семье пришло известие, что он погиб. Уже позднее сообщили, что отец Алексея Григорьевича был тяжело ранен и направлен в полевое госпиталь, где и скончался. О месте и обстоятельствах его смерти семья узнала не так давно, благодаря внуку Алексея Григорьевича, разыскавшему информацию об этом в интернете.

Сам же Алексей Григорьевич, будучи еще подростком, после оккупации, окончив 7 класс, пошел работать на завод. Полгода проработал кочегаром. Затем Лешу и других ребят его ровесников призвали в армию. Молодому человеку еще не исполнилось и 17 лет, когда он был зачислен на специальность минометчика в полковую школу. Весть о победе застигла Алексея Григорьевиче практически в пути ко фронту. Он рвался в бой, поэтому утром 9 мая, узнав об окончании войны, горевал, что не успел внести свой вклад в эту великую победу.

Но нелегкая служба Алексея Григорьевича отечеству тогда только начиналась. Почти семь лет после окончания войны он провёл на флоте. Получив специальность «минер» он попал в отряд катерных тральщиков Черноморского флота, базировавшийся в Констанции (Румыния). Бок о бок с болгарами и румынами он выходил на катерах в море и подрывал мины, оставшиеся после войны. Работа минера сложная и опасная, но необходимая, ведь мины преграждали путь кораблям. Алексей Григорьевич рассказывал подробности своей нелёгкой работы: «Сначала надо как-то поджечь Бредфордов шнур (фитиль). Когда волны сильные, огонь постоянно потухает. Мы прятали спички, как могли, но они все рано сырели. Бывало, приходилось подолгу выжидать подходящий момент. Немецкие подрывные патроны были получше. Шнур загорался сразу. Да и катера зарубежные были удобнее для такой работы. Я плавал тогда на немецком. Подорвал 17 мин у берегов Крыма. Некоторым ребятам повезло меньше. Иногда мины срывало и уносило под катера. Выжить после взрыва никому не удавалось».

Из Румынии Алексея Григорьевича перевели в Канск (Красноярский край). В команде было 26 человек – почти все ветераны войны. Он с большой теплотой вспоминал то время. Офицеры на флоте относились к подчинённым с уважением и заботой. Например, когда надвигалась буря, они заступали на дежурство вместо новобранцев. Для рядовых, со временем, они становились настоящими отцами и старшими братьями. Еще Алексею Григорьевичу заполнился такой эпизод. Членов команды по очереди на месяц назначали коком. У него очень хорошо получался борщ. К тому же он баловал команду вкусной ухой, готовил которую из бычков, пойманных на удочку у самого пирса. Команда была в восторге. Поэтому вместо положенного одного Алексей исполнял обязанности кока три месяца подряд.

Матросов часто отпускали на берег, поэтому Алексей Григорьевич решил не терять времени даром и окончить вечернюю школу в Канске. Командование пошло ему на встречу. После демобилизации Алексей Григорьевич получил офицерское звание на военной кафедре Ростовского финансово-экономического института.

После окончания вуза он 10 лет работал ревизором в Орловской области. С 1956 по 1964 год Алексей Григорьевич работал в финансовых органах Ставропольского края. В 1964-1966 учился в аспирантуре Ростовского института народного хозяйства и после защиты диссертации в 1969 году занялся преподаванием. С 1967 по 2009 год Алексей Григорьевич был профессором кафедры бухгалтерского учёта в Ставропольском государственном аграрном университете. В 1971-1982, 1997-2000 гг. заведовал кафедрой бухучета и аудита. Им подготовлены и опубликованы 52 научные статьи, 17 методических указаний, две коллективные монографии. За достойный вклад в совершенствовании учебного процесса в вузе, плодотворную педагогическую деятельность в системе высшего профессионального образования города и Ставропольского края, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов Алексей Григорьевич награжден многочисленными почетными грамотами руководства университета, министерства сельского хозяйства Ставропольского края, администрации города Ставрополя.

Алексей Григорьевич умер 19 декабря 2017 года. Он прожил долгую жизнь, и несомненно, внёс огромный вклад в историю не только военного, но и мирного времени. Алексей Григорьевич передал студентам ценнейшие знания и опыт, трепетное отношение к истории нашей страны и людям, бесстрашно сражавшимся с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны за честь, свободу и независимость своей Родины. Пройдут века, а в памяти благодарных потомков никогда не забудутся их великие подвиги. Из года в год, передавая потомкам историю их подвигов, мы не устанем повторять «Будьте достойны, помните!» 


Возврат к списку