2023 года объявлен президентом России Годом педагога и наставника. Ставропольский государственный аграрный университет славится своими выдающимися преподавателями, которые широко известны в крае, в стране и за ее пределами. Мы начинаем серию интервью с педагогами, в которых они покажут свои взгляды на преподавательскую деятельность, образование и студентов. Рубрику открываем интервью с одним из старейшин университета — профессором кафедры кормления животных и общей биологии, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Николаем Захаровичем Злыдневым. Как за 50 лет изменились студенты? Что делать начинающим преподавателям? Откуда взялась любовь к изучению коров?
Стаж: более 50 лет
Знак зодиака: овен
Образование: выпускник Ставропольского государственного аграрного университета, факультет зоотехнии.
Что Вы любите в профессии преподавателя?
— Когда я был еще студентом, мои однокурсники говорили: «На курсе единственный человек, который учится по призванию ― это Николай Злыднев». Я работал до поступления в институт дояром на колхозной ферме. Я коров любил, и коровы меня любили. И так я привязался, что потом поехал учиться в институт на зоотехника. Коль я работал практически, мне нравилось и хотелось учиться. После обучения я поступил в аспирантуру, потому что вся моя душа здесь. В университете я практически всю жизнь.
Что Вы не любите в профессии?
— Как и все люди, не люблю ложь. Лучше, пусть иногда горькая, но правда, от студентов и коллег.
В вашей карьере были преподавательские неудачи?
— Трудно вспомнить. Дело в том, что, наверное, с Божьей помощью, и потому, что я по призванию и учился, и работаю много-много лет, фиаско как такого никогда и не было.
За какой случай Вы испытываете профессиональную гордость?
— Моя гордость в том, что в свое время, будучи студентом последнего курса, организовал еще четверо ребят для поездки в Москву на сельско-хозяйственную выставку. Первый раз приехала выставка из Великобритании, были представлены молочные породы скота. Особенно мне понравилась по экстерьеру и по вымени порода айрширская. Ее родина Великобритания. Молодой человек, Андрей, я и сейчас его помню, привез своих коров и одного быка. Я и день, и два, и три пропадал возле него и его скота. Закончилось тем, что сотрудник КГБ отозвал меня в сторонку и сказал не уделять так много времени иностранному гражданину.
Уже работая, узнал, что довольно приличное количество айрширских коров есть у нас в стране в Ленинградской области и Карелии. Взял детей и супругу, и мы поехали смотреть на эти прекраснейшие стада. Потом я нашел журнал айрширского общества Великобритании, начал переписываться с генеральным секретарем общества Стюартом Томсоном. Когда приближалось проведение седьмой выставки айрширского скота в Швеции, он прислал мне несколько пригласительных билетов, чтобы я прилетел и мог взять людей с собой. Я организовал специалистов, которые уже в то время работали со мной по исследованию айрширов, и мы отправились на выставку. Вот там я еще больше полюбил эту породу, когда увидел ее лучшие экземпляры.
Во время выставки мы собрались в ресторане на ужин. Вдруг в дверях появился огромнейшего роста шотландец, начал махать рукой и кричать: «Николас! Николас! Добре! Добре!» ― то, что запомнил с поездки в Москву. Я тоже поднимаюсь и говорю «Андрей, добре!». Так получилось, что рядом со мной оказалось свободное место, Андрей сел со мной, и весь ужин мы разговаривали. А потом очень много уделяли времени друг другу во время конференции, делились опытом исследований любимой породы. Участники выставки много нас фотографировали и говорили: «For history»(для истории).
Моя жизнь связана с айрширской породой. Если вам показать мой пиджак, на нем всегда есть значки этой породы из Канады, Финляндии и многих других стран. Я был на многих выставках и конференциях по айрширской породе, всегда туда приглашали и давали возможность выступить. Все мои студенты знают от меня про эту породу коров, знают про мою любовь к ней. Я эту любовь им прививаю.
Как изменились студенты с момента начала вашего преподавательского пути?
— Из-за того, что у нас в крае мало стало животноводства, на зоотехнический факультет поступает мало студентов. И поступают часто те, кто в школе были плоховаты или не хотели учиться, однако есть и очень хорошие ребята. Когда-то я читал лекции для 50-60 студентов, а сейчас их всего 20. Уходя из аудитории, я сам бываю мало удовлетворен и вижу мало удовлетворенных лиц. Хотя в прошлом я видел лица довольные, улыбающиеся. Мне было приятно уходить из аудитории. Я чувствовал, что моя лекция удалась. Сейчас это редко, отношение студентов изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону.
Что, на Ваш взгляд, должен делать или не делать преподаватель, чтобы его влияние на студента оказалось конструктивным и позитивным?
— Мое мнение всегда было и остается таким: самому преподавателю с тех самых ранних лет, когда он пришел на факультет, нужно очень много самому читать и изучать. Мы, педагоги, самообучаемся. Если самообучения не будет, если сам над собой работать не будешь, то эффективности тоже будет мало. Поэтому я и молодым преподавателям советую и говорю, что нужно много читать литературы специальной, тогда у вас будет успех. Чем больше знаний, чем лучше преподносишь, тем и авторитет среди студентов выше.
Возврат к списку