Продолжая серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета, мы побеседовали с профессором базовой кафедры частной зоотехнии, селекции и разведения животных, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Еленой Эдугартовной Епимаховой.
Елена Эдугартовна ― преподаватель с многолетним опытом работы на двух крупных предприятиях, потомственный ученый в области птицеводства, автор более 255 научных работ, учебников и пособий. Что заставило уйти с производства в педагогику? Какие неудачи случаются на профессиональном пути? Как научить студентов профессионально коммуницировать?
Елена Эдугартовна, сколько лет Вы преподаете?
Я преподаю в Ставропольском государственном аграрном университете с 2004 года ― 18 лет. До этого работала на предприятии главным технологом, организовывала студентам технологические практики и приезжала только читать лекции. С 2008 года перешла на полную ставку. Владимир Иванович Трухачев, когда пригласил меня на работу, сказал, что для университета я прежде всего интересна в роли своеобразного играющего тренера, имея 13 лет в племенном индейководстве и 12 лет в яичном товарном птицеводстве. Именно поэтому я наверняка дам студентам актуальные научно-практические компетенции.
Какой вуз Вы окончили?
Я окончила Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева с отличием. За всю жизнь не получила ни одной четверки, была Ленинским стипендиатом. Происхожу из семьи классических птицеводов и с гордостью продолжаю их дело, несмотря на то, что рисую, занималась народными танцами и снималась в фильме у Натальи Бондарчук. Думала, что свяжу жизнь со сценой. Именно родители настояли продолжить заниматься семейным делом и были правы.
Что Вы любите в профессии преподавателя?
Все люблю. Птицеводство люблю, люблю преподавать, писать, встречаться с людьми. И работа со студентами придала мне новый импульс. У меня были успехи на производстве, но там себя уже реализовала, хотелось отдавать свои знания и навыки. Пришла в университет и почувствовала, что мне это нужно. У меня было 8 аспирантов за этот период, 5 успешно защитились, шестой проводит актуальные для науки и производства опыты по воспроизводству кур. Есть что-то, что Вы не любите в профессии? Наверное, нет.
У вас случались профессиональные неудачи?
Да, подвели некоторые аспиранты. Ведь ты аспирантам даешь свою идею, вкладываешься в них. Показателен прецедент, что у моей аспирантки на 85% уже была готова диссертация, а она в последний момент отказалась защищаться. Для меня это было предательством. Я - оптимистка и экстраверт, очень влюбляюсь людей, отдаю, но не всегда чувствую отдачу. Бывает и так. Расскажите, за что Вы испытываете профессиональную гордость? Я испытываю гордость за своих учеников. Например, Александр Гридасов, один из моих лучших студентов. У меня есть поговорка: «Из полена делаю Буратино». Он пришел в университет зажатым, не умел строить речь, но всегда был рядом со мной, слушал, впитывал. Я научила его свободно излагать свои мысли. В результате Александр стал теперь разговаривать даже больше, чем я, но слушать его ― одно удовольствие. Сейчас он очень успешно работает на крупнейшем в регионе птицепредприятии, на него все время ссылаются. Также моя аспирантка очень успешно работает во ВНИИОК, а другой аспирант в лаборатории нашего университета. Или Егор Негро, он перенял все мои знания и практические навыки. Теперь он успешно работает. Я им горжусь.
Как вам кажется, у студентов вначале Вашего преподавательского пути и нынешних есть какие-то отличия? Как они изменились?
Когда я пришла было две группы будущих зоотехников, а сейчас одна. Изменилось количество абитуриентов, потому что из-за урбанизации наша специальность утрачивает свою популярность. Студенты видят себя в городских локациях, но никак не в сельской местности. Думают, что если придут на биотехнологический факультет, то будут работать исключительно в селах. Я же рассказываю им про промышленные птицередприятия, где зарплата от 50 тысяч рублей, служебная машина, мобильность, но туда еще нужно попасть. Мне кажется, что нынешние студенты в большинстве своем не хотят преодолевать трудности. Это проблема в целом, а не только у нас. Заметила, что студентов с горящими глазами стало меньше. Но все равно, если из 20 человек хотя бы 5 интересны основы нашей профессии, то уже ради этого стоит работать. Показателен пример студента СПО. Он рисует, художественную школу закончил, боксом занимается, очень харизматичный. Пригласила его в перерыве в свой кабинет, попить кофе. Результат - этот студент уже второй год активно работает в СНО «Птицевод». Родители не знали, куда его такого отправить учиться. Выбор пал на зоотехнию, потому что были маленькие баллы при поступлении. А сейчас он говорит: «Я знаю, ради кого я пришел». Мы будем с ним дальше заниматься, развивать его потенциал.
Что, на Ваш взгляд, должен делать педагог, чтобы его влияние на студентов было позитивным?
Работать добросовестно, любить свое дело, не сидеть на месте. У меня почти 50 лекций, но я постоянно добавляю в презентации новые слайды, новые факты и цифры. Я всегда в теме, читаю, обновляю свои знания, никогда не стою на месте. Именно это привлекает студентов. «Гореть, чтобы светить» ― мой девиз, все об этом знают. Я сама люблю учиться и их убеждаю относиться к этому творчески и с любовью. На прошлой неделе мы поговорили с профессором кафедры кормления животных и общей биологии, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Николаем Захаровичем Злыдневым. Как за 50 лет изменились студенты? Что делать начинающим преподавателям? Откуда взялась любовь к изучению коров? ― читайте в интервью с Николаем Захаровичем.
Возврат к списку