Серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета продолжает преподаватель русского языка и литературы факультета среднего профессионального образования Дмитрий Александрович Чернов.
На факультете среднего профессионального образования обучаются самые молодые студенты СтГАУ, и к ним нужен особенный современный подход. Всего за пять лет преподавания Дмитрий Александрович Чернов выработал свои принципы для изучения русского языка и литературы. Как фильмы помогают студентам учиться? Почему важно отходить от привычных шаблонов? Как использовать информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин?
Дмитрий Александрович, сколько лет Вы в преподавательской деятельности?
— Я преподаю в Ставропольском государственном аграрном университете пятый год с момента открытия факультета среднего профессионального образования в 2018 году. До этого я работал пять лет в школе в селе Дубовка Шпаковского района.
Какой университет Вы окончили?
— В 2015 году окончил бакалавриат в Северо-Кавказском федеральном университете по специальности «Филология». Затем сразу же поступил в магистратуру по направлению «Педагогическое (филологическое) образование». В 2017 году окончил вуз с отличием и планирую продолжить обучение в аспирантуре.
Что Вы больше всего любите в профессии педагога?
— Я очень люблю живые занятия, чтобы студенты могли не просто прочитать что-то по тетради, а побеседовать, создать активный диалог, дискуссию. Это вызывает интерес со стороны ребят и помогает им в познавательной деятельности, освоении сравнительных методов.
Часто в своей работе применяю информационно-коммуникационные технологии на разных интернет-платформах. Они позволяют в режиме реального времени выполнять задания в игровом формате. Тестирования тоже провожу онлайн и без лишних бумаг оцениваю знания студентов. Предпочитаю компьютерный формат обучения, потому что мы живем в век технологий, где нужно идти в ногу со временем.
Сейчас со студентами проходим русскую классику 19-20 веков. И я также допускаю в изучении литературы просмотр фильмов. У нас даже есть такое задание, когда на лекции мы смотрим небольшой кинофрагмент, а потом ребята сопоставляют его с первоисточником. Конечно, литературное произведение более насыщено деталями, какими-то тонкостями, дополнительной информацией о героях и событиях, однако, просмотр фильма после чтения книги хорошо помогает закрепить материал.
Есть что-то, что Вы не любите в преподавательской деятельности?
— Не люблю только бумажную работу по типу отчетов, но понимаю, что это необходимо. Нет чего-то глобального, что я не люблю в профессии. Я развиваюсь и всегда говорю студентам, чтобы рассказывали что-то новое и не боялись исправлять меня, если я где-то ошибся. Считаю, что это очень круто, что мы можем так открыто взаимодействовать.
Иногда спрашивают, почему я выбрал профессию преподавателя, мол, это нервы и все такое. Но я преподаю от души, проникаюсь этим процессом, работаю не ради зарплаты, а потому что это приносит мне удовольствие.
На вашем профессиональном пути случались неудачи?
— Я думаю, что нет. Если со студентами появляются недопонимания, то мы их решаем на месте. Я всегда говорю, что, если что-то произошло, подходите — сразу все обсудим и решим. Все мы люди. Даже машины дают сбой, и люди тоже в праве ошибаться. Считаю, что лучше просто пообщаться и выйти из плохого состояния, поэтому критических ситуаций в моей практике не было.
Что в профессии преподавателя заставляет Вас гордиться?
— Я горжусь тем, что у меня сложились хорошие отношения в коллективе. Очень приятно слышать со стороны студентов, коллег и даже тех ребят, у которых я не веду пары, что они как-то гордятся, что в университете есть такой преподаватель. Возможно, потому что я люблю помогать людям, обмениваться с ними опытом. Мне очень нравятся и студенты, и сотрудники университета. Надеюсь, что такие теплые отношения сохранятся и в дальнейшем.
На Ваш взгляд, студенты сейчас как-то изменились?
— Студенты сейчас отличаются от тех, что были в начале моего преподавания в университете. Произошла некоторая модернизация, сейчас студенты максимально быстро улавливают информацию, и они более коммуникабельные. Возможно, это влияние интернет-среды, но ребята понимают с преподавателей с полуслова. С другой стороны, к сожалению, на сегодняшний день студенты привыкли отвечать шаблонно, у них есть четкий план в голове, которому их, наверное, научили в школе. На занятиях по литературе я всегда прошу не стесняться просто говорить. Да, может быть, какой-то процент ответа будет неверным, но это в любом случае лучше шаблонного пересказа.
Когда я учился в университете, студенты были более простыми и понимающими. Сейчас такое время, когда у ребят есть некое «эго», они могут как-то резко ответить, не согласиться. Я работаю на факультете среднего профессионального образования, а это очень юные студенты — уже не школьники, но еще и не взрослые. Есть определенная особенности в работе именно с такими ребятами, и к каждому нужно найти подход.
Что должен делать преподаватель, чтобы его влияние на студентов было позитивным?
— В первую очередь в своей профессиональной деятельности преподаватель должен интересно излагать материал: не просто монотонно рассказывать о своей дисциплине, а делать это так, чтобы каким-то образом «задеть» студентов и изучаемое отложилось в их памяти, тогда и занятия, и отношения со студентами будут благополучными.
Также в этом месяце мы поговорили со старшим преподавателем кафедры математики Светланой Викторовной Поповой. Как связаны математика и природа? Почему в 90-е студенты не хотели учиться? Какой вид отдыха поможет в учебе? — читайте по ссылке.
Возврат к списку