Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Ставропольский аграрный университет — большая дружная семья: интервью с преподавателем Юлией Михайловной Скляровой

02.03.2023

Продолжая серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета, мы побеседовали заведующей кафедрой финансового менеджмента и банковского дела, доктором экономических наук, профессором Юлией Михайловной Скляровой.

Юлия Михайловна — потомственный преподаватель, автор более 400 публикаций научных, учебно-методических работ и монографий, обладательница титула «Мисс СтГАУ» и ведущий ученый Ставропольского государственного аграрного университета.
У Юлии Скляровой большой перечень профессиональных достижений. В их числе — Медаль и звание "Почетный работник агропромышленного комплекса России", Нагрудный знак "Лучший работник финансов".
Кроме того, она — лауреат конкурса «Золотая медаль «Европейское качество — 100 лучших вузов России» в номинации «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА»; лауреат Российской национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России»; лауреат конкурса на лучшую научную работу «Вольного экономического общества». Имеет звание академика Международной общественной организации "Международная Академия Аграрного Образования" (МААО). А за трудовые заслуги, достижения в различных областях деятельности, направленной на социально-экономическое развитие края была награждена премией Правительства Ставропольского края и Благодарностью Минсельхоза РФ.


Юлия Михайловна, расскажите, сколько лет Вы преподаете?
— С 2002 года началась моя педагогическая деятельность: ассистент, преподаватель, доцент, профессор и постепенно дошла до должности заведующей кафедрой. Карьера педагога всегда была мне очень близка, потому что моя бабушка учительница русского языка и литературы, мой папа, профессор Михаил Алексеевич Воронин, тоже работает в СтГАУ. Общий стаж нашей преподавательской династии — 97 лет.


Какой университет Вы окончили?
— Я выпускница Ставропольского государственного аграрного университета. Когда я, как и нынешние выпускники школ, думала, куда поступать, сомнений не было: в далеком 1996 году я выбрала направление бухгалтерский учет в нашем аграрном университете. И тем школьникам, кто просит наш совет, мы с коллегами всегда говорим, что траекторию роста, свой образовательный трек необходимо строить с СтГАУ. Для этого мы проводим занятия в научных кружках, в профильных классах, участвуем в проекте ранней профессиональной ориентации школьника «Билет в будущее» для формирования интереса к будущей профессии.
Сегодня студент имеет возможность всесторонне развиваться и в науке, и в спорте, и в культурно-массовой работе, и строить свою карьеру. Главные параметры, которые оценивают будущие работодатели: знания, навыки и мотивация, именно их и нужно «прокачивать» в течение учебы. Некоторые считают, что академические знания, получаемые в учебном заведении, не понадобятся, но это не так. Для практики всегда нужна теория. А высокий учебный рейтинг студента — это показатель не только интеллектуальных способностей, но и организованности, дисциплины, трудолюбия и амбиций. И если мы возьмем сегодня практически все кредитно-финансовые институты, банки, инвестиционные компании, Южное главное управление Банка России, Министерство финансов Ставропольского края, УФНС России по Ставропольскому краю — во многих организациях Ставрополья каждый второй сотрудник — выпускник аграрного университета.
Благодарна вузу и моим учителям экономической школы аграрного университета, которая позволила расширить профессиональные познания, получить первые педагогические умения и навыки. После я училась в докторантуре в Москве, защитила докторскую диссертацию в диссертационном совете под председательством выдающегося ученого экономиста, академика РАН Абалкина Леонида Ивановича.


Что Вы любите в профессии преподавателя?
— Я люблю студентов, их горящие живые глаза. Люблю видеть, что они готовы меняться, впитывать информацию, побеждать, представляя наш университет на олимпиадах и конкурсах. Большое удовлетворение приносит, когда после занятия студенты подходят и благодарят за лекцию, говорят, что было очень интересно. Или, когда я встречаю успешного выпускника, который совсем недавно окончил университет и уже начальник отдела или бывшего студента, который выпустился 10 лет назад, и он уже руководитель банка, слышу об их успехах, слышу слова благодарности в адрес университета — я понимаю, что это та профессия, которая позволяет формировать потенциал нашей экономики. Спасибо нашим выпускникам, что они всегда с благодарностью, уважением и любовью относятся к нашему университету и факультету, приводят своих детей поступать сюда. Всегда говорю, что аграрный университет — большая дружная семья, и мы даем своим студентам импульс для развития экономики региона и России.


В профессии преподавателя есть что-то, что Вы не любите?
— Нет, такого нет.


У вас случались профессиональные неудачи?
— Наверное, мне повезло никогда с такими неудачами не столкнуться. Еще со школы у меня синдром отличника, тогда я добивалась больших успехов в учебе, а с приходом на работу в университет появились профессиональные победы. Нет неудач, есть только определенные точки роста, которые я намечаю для того, чтобы можно было совершенствоваться и идти вперед. Для нашего факультета таким большим прорывным моментом стало то, что мы с 2014 года с Министерством финансов Ставропольского края, Министерством финансов России, Международным Банком Реконструкции и Развития вошли в число пилотных стратегических партнеров по реализации национальной стратегии развития финансовой грамотности. Мы стояли у истоков проекта, а потом уже и Центральный банк стал реализовывать национальную стратегию по финансовой доступности. В результате были изменены образовательные программы. Наша кафедра теперь преподает финансовые дисциплины на всех факультетах, так как это необходимо для специалистов любой сферы от экономистов до инженеров.
Все ли получалось? Конечно, нет. Пришлось учиться быть более толерантной, понимающей, коммуникативной, пересмотреть стиль взаимодействия и общения, структурную композицию проектирования учебных и внеклассных занятий; постепенно внедрять новые образовательные технологии, использовать активные методы обучения и т.д. Опыт помог выработать определенную систему работы на каждом курсе.


За что Вы испытываете профессиональную гордость?
Горжусь, что наш факультет ежегодно реализует огромное количество образовательных проектов по финансовой грамотности, «Школа фермера» с АО «Россельхозбанк», проекты с Министерством финансов Ставропольского края, проект с ПАО «Сбербанком России» «Электронная деревня», с Центральным банком России, в том числе дистанционный курс для аграрного сектора экономики — это проекты всероссийского масштаба. Также мы разработали ряд мастер-классов для повышения финансовой грамотности для разных категорий: центров социальной защиты, школьников, студентов техникумов. Несколько лет назад мы открыли магистерскую программу «Корпоративный и банковский менеджмент». Ее окончили 33 выпускника, которые были уже на тот момент руководителями региональных подразделений банков, а сегодня это специалисты, которые работают по всей России. Наши выпускники занимают ключевые позиции во всех уголках России: Хабаровске, Москве, Нижнем Новгороде, Краснодаре, по Югу России и на Ставрополье. Образование не знает границ, возраста, если человек стремится развиваться и быть успешным, то обязательно в течение всей своей жизни получает знания, изучает новые пространства своих возможностей.
Гордость представляет и работа факультета со стратегическими партнерами. Важно, чтобы образовательный процесс не был оторван от производства. У студентов, начиная с первого курса, есть возможность помимо основных занятий дистанционно обучаться в корпоративном университете Сбера и в ПАО КБ «Центр-инвест». Всего по 2-3 часа ребята могут проходить разные стажировки и выбирать то направление, в котором они смогут построить карьеру. Когда с первого курса студенты начинают стажироваться, они имеют возможность посетить несколько площадок производства. Это могут быть сельхозтоваропроизводители, элитно-финансовый сектор, службы безопасности, Южное главное управление Банка России, Министерство финансов Ставропольского края, УФНС России по Ставропольскому краю. Мы берем вектор трансформации образовательных программ по вызовам цифровизации, говорим о том, как будут развиваться технологии, какие навыки и знания будут востребованы на рынке труда в ближайшем десятилетии.
Большинство студентов учетно-финансового факультета являются членами различных научных кружков, где под моим руководством занимают призовые места. Например, Всероссийский конкурс Минсельхоза России на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых в номинации «Менеджмент», Открытый международный научно-интеллектуальный конкурс совместных университетских работ «Диалог поколений-2023», XV Международная научно-практическая конференция «Студенческие научные исследования», Межрегиональная студенческая олимпиада по налогам и налогообложению для студентов высших учебных заведений, Всероссийский научно-исследовательский конкурс «Научные достижения российской студенческой молодёжи», XII Международный научно-исследовательский конкурс «Конкурс лучших студенческих работ» и т.д.
Также более 10 лет Ставропольский аграрный университет является финальной площадкой всероссийской олимпиады «Финатлон для старшеклассников». В этом году приняли участие 172 человека, а в прошлом — 210 школьников со всего Юга России. И на первый курс приходят учиться ребята, которые помнят меня еще с олимпиады. Очень радует, когда приходят студенты, которые уже заинтересованы и вовлечены в изучение финансовой сферы, а с умными людьми всегда интересно заниматься.


Студенты как-то изменились с момента начала Вашего преподавательского пути?
— Сегодня молодежь более технологичная, креативная, стремящаяся получать новые знания из разных сфер экономики, мыслить критически, они могут адаптироваться под бесконечные изменения, быстро усваивать новую информацию. Поэтому современный университет — это не место для изучения отдельных дисциплин, а территория возможностей, коллабораций и профессионального роста. Сегодня, благодаря слаженной работе всего коллектива СтГАУ, у нас есть такая возможность. У студентов уже на первом курсе есть дисциплина «Финансовая грамотность». Она включает в себя и банковское дело, и рынок ценных бумаг, и инвестиции, и возможность работы с финансовыми инструментами, и построение личного финансового плана, налоги, страхование, пенсионное обеспечение и вопросы финансового мошенничества. Также есть дисциплины, которые помогают ребятам определиться с их будущей профессией, например, «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело».
Все наши студенты знают, какой выпускник будет востребован на рынке труда. Помимо так называемых «hard skills» — их профессиональных навыков, сейчас необходимо развивать «soft skills»: командообразование, умение работать с информацией, креативность, навык проектной работы, умение оценивать информацию, выбирать из большого количества информации нужную. В условиях цифровой экономики необходимо обладать такими компетенциями, как решение проблем, управление результатом, инновационность, эмоциональный интеллект, технологии цифрового анализа, хеджирование рисков. Исследования Гарвардского университета свидетельствуют, что Soft skills и digital это 85% успеха. Сегодня наши студенты должны также обладать цифровыми компетенциями: уметь работать не просто в Excel, а в профессиональных симуляторах и программах. В рамках цифровой доступности каждый преподаватель должен не просто помогать, а работать вместе со студентами.
Студенты сейчас очень интеллектуальны, причем в разных сферах. Например, когда тема занятия связана с финансовой безопасностью или с инструментами денежно-кредитного регулирования, они говорят: давайте что-нибудь из области английского языка. Казалось бы, как мои финансы, менеджмент и банковское дело связаны с английским языком, но, если студенты хотят обучаться, преподаватель должен идти на встречу. Были вопросы области финансовой терминологии и английской языка: target с английского — цель. Я задала вопрос студентам: «Как называется инструмент установления целевого ориентира на инфляцию?» И они мне ответили — таргетирование инфляции. Дети сейчас другие, поэтому в аудитории должен быть и другой преподаватель.


Как вы считаете. Что должен делать преподаватель, чтобы его влияние на студентов было позитивным?
— Я всегда считала, что лучше показывать своим примером. Мы должны позитивно влиять на студентов и формировать профессионала, который получит набор компетенций, востребованных на рынке труда. Мы должны понимать, что они выпустятся из университета профессионально заряженными и прокаченными — это основное направление работы.
Наши выпускники — честь и гордость факультета! Отрадно, что они представляют финансовую элиту региона и страны. Наш учетно-финансовый факультет, кафедра финансового менеджмента и банковского дела и впредь будут сохранять ведущие позиции, уверенно покоряя профессиональные вершины. Сегодня наши студенты — талантливые, креативные и целеустремлённые лидеры, которые будут приумножать замечательные традиции родной альма-матер.


В прошлом месяце мы поговорили с преподавателем русского языка и литературы факультета среднего профессионального образования Дмитрием Александровичем Черновым. Как фильмы помогают студентам учиться? Почему важно отходить от привычных шаблонов? Как использовать информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин? — читайте в интервью с Дмитрием Александровичем.


Возврат к списку