Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Где бы я ни работал — всегда тянуло к преподавательской деятельности: интервью с преподавателем Сергеем Николаевичем Антоновым

16.03.2023

Продолжая серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета, мы побеседовали с руководителем научно-инновационного учебного центра, кандидатом технических наук, доцентом Сергеем Николаевичем Антоновым. Как занятия танцами и пением помогает в науке? Почему в науке нельзя достигнуть результатов быстро? Как работа электромонтером связана с преподавательской деятельностью?

Сергей Николаевич — автор 105 научных работ, 3 монографий и 15 учебно-методических пособий, имеет 10 патентов. Преподавание он умело совмещает с научной деятельностью, руководством научно-инновационным учебным центром и работой электромонтером.


Сергей Николаевич, сколько лет Вы в преподавательской деятельности?
—В вузе работаю с 1999 года инженером по эксплуатации электрооборудования кафедры применения электроэнергии в сельском хозяйстве, а преподаю с 2003 — уже 20 лет.


Какой университет Вы окончили?
—Закончил факультет электрификации сельского хозяйства по специальности «Электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства», сейчас это электроэнергетический факультет. В 1999 году я закончил Ставропольский государственный аграрный университет с отличием, поступил в аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию и был ассистентом кафедры применения электроэнергии в сельском хозяйстве.


Что Вы любите в профессии преподавателя?
—За время аспирантуры я много где работал: и физически, и головой. Подрабатывал электриком, но все равно тянуло и тянет к преподавательской деятельности, потому что она позволяет всегда двигаться вперед, изучать что-то новое, работать над решением серьезных задач. Для инженера очень важно знать не только теорию, но ещё и иметь опыт практической реализации своих профессиональных компетенций.
Помимо научно-педагогической деятельности есть опыт работы электромонтером. Занимался монтажом электропроводки, задачами эксплуатации систем освещения, вентиляции, обслуживания электрического оборудования организации. Эта практика очень важна для преподавания, особенно на факультете среднего профессионального образования. Преподаю проектирование электроэнергетических систем, систем электроснабжения, а для качественной разработки проекта, необходимо знать, как эти системы устроены, как они эксплуатируются, какие есть нюансы. Например, для помещения с повышенной влажностью или пылью нужно грамотно подобрать оборудование с нужной степенью защищенности. Понимание процесса реального производства очень помогает в преподавании дисциплины.


Что Вам не нравится в профессии?
—В последнее время стало очень много бумажной работы. Она объемная и отнимает очень много времени, а эффективность и влияние на конечный результат, на мой взгляд, не такие высокие, как того требует затраченное время.


На Вашем преподавательском пути случались неудачи?
—Не могу назвать это неудачами, скорее, получением нового опыта. Самое сложное в нашей работе  быть педагогом в научном плане. Подготовка молодежи к созданию устройств и написанию научных работ требует длительного времени, за которое необходимо вложить в студентов свои знания и умения. Проводя работу со студентом, всегда рассчитываю на то, что он будет моим первым помощником в реализации научных идей и подготовке диссертационной работы, написании научных статей, участии в конкурсах. Бывает так, что на протяжении 2-3 лет работаешь со студентом, чтобы вывести его на какой-то определенный уровень, а он дальше не собирается заниматься наукой, отказывается и уходит на производство. Это не неудача, но это труд, который затрачиваешь, а на выходе результат минимален. От части этот опыт работы накапливается и со временем появляется понимание, как нужно работать со студентом, как выявлять на ранних этапах его стремления, чтобы в дальнейшем можно было работать более эффективно и получать конкретный результат.
Со студентами я всегда стараюсь не доводить ситуацию до конфликта, но недопонимания случаются. Очень часто они хотят получить быстрый результат, не вкладывая много трудов и усилий для его достижения. Я стараюсь объяснить им, что одномоментный результат в науке получить невозможно, нужно уметь работать в долгую. Чтобы достичь чего-то, нужно, как минимум, сначала впитать терминологию, изучить оборудование, технологии и т.д. С такими ребятами приходится работать с учетом уровня имеющихся у них знаний.


Что составляет Вашу профессиональную гордость?
—Победы и результаты студентов и аспирантов, с которыми я занимаюсь наукой — это одна большая гордость. В прошлом году ребята под моим руководством добились серьезных результатов: Магомед Каитов выиграл конкурсы «Студенческий стартап» и «УМНИК», Линара Мазинова — «УМНИК Технет НТИ», Фатима Шидакова — «УМНИК». Такие победы дают возможность молодым ученым более эффективно реализовывать свои научные проекты.
Сейчас под моим руководством проводят научные исследования 2 аспиранта. Они проводят исследования в рамках написания своих кандидатских диссертаций, а я активно работаю над своей докторской диссертацией по направлению электротехнологии, электрооборудования и энергоснабжения агропромышленного комплекса. Мои исследования связаны с разработкой ручного электрифицированного инструмента, который позволит эффективно ухаживать за садом в промышленных масштабах.


С момента начала Вашего преподавательского пути студенты как-то изменились?
—Талантливые ребята были всегда. В какой-то определенный период времени их стало меньше. Хотя, скорее талантливые остаются всегда примерно в одном количестве, но студентов, которые готовы прикладывать усилия становилось все меньше и меньше. Были способные, но ленивые и не хотели заниматься, им проще было делать такую среднюю работу, а серьезных результатов не добиваться. Однако в последние 3-4 года заметно, что студенты стали более активными и растет процент ребят, которые хотят достигать в науке и исследованиях успехов. Что на это повлияло, я пока ответить не могу, но в целом негативная тенденция переламывается, молодым людям становится интересно заниматься наукой.
Когда я учился, педагоги говорили нам, что талантливый человек должен быть талантлив во всем. Понятно, что профессионально заниматься и достигать результатов в чем-то одном гораздо эффективнее, но талант на 80% состоит из трудолюбия. Если человек умеет танцевать или занимается спортом и добивается успехов и перекладывает эту энергию на науку, то и в ней тоже добивается достаточно серьезных результатов. Также я заметил, что, если студент увлекается вокалом или танцами, в целом публичными выступлениями и при этом начинает занимается наукой, то умение вести себя на публике помогает ему в достижениях. Например, в конкурсах нужно делать доклад и отстаивать свою точку зрения. Такие творческие студенты умеют «держать удар», отвечать на вопросы, поэтому у них даже больше шансов на победу, если они глубоко погружаются в тему и разбираются в ней.


Что, по Вашему мнению, должен делать преподаватель, чтобы занятия приносили студентам максимальную пользу?
—Как педагог и отец троих детей, я понимаю, что нужно начинать с себя. Если педагог своим примером показывает, как нужно работать, как нужно заниматься спортом, относиться к коллегам, близким, студентам, то и студент впитывает это, как губка. Он смотрит и где-то копирует поведение, перенимает положительный опыт.


В этом месяце мы поговорили заведующей кафедрой финансового менеджмента и банковского дела, доктором экономических наук, профессором Юлией Михайловной Скляровой. Какими компетенциями должен обладать выпускник университета? Почему стоит выбрать СтГАУ? Как связана сфера финансов со знанием английского языка? — читайте в интервью с Юлией Михайловной.


Возврат к списку