Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.

Математика в природе: интервью с преподавателем Светланой Викторовной Поповой


02.02.2023

Серию интервью с педагогами Ставропольского государственного аграрного университета продолжает старший преподаватель кафедры математики Светлана Викторовна Попова.

Мир цифр для многих кажется сложным и скучным. Хорошо, когда есть педагог, который сможет открыть его с другой стороны, привить любовь к нему – и это Светлана Викторовна Попова. Более 30 лет она преподает точные науки, используя авторский подход к студентам. Как связаны математика и природа? Почему в 90-е студенты не хотели учиться? Какой вид отдыха поможет в учебе?

Светлана Викторовна, расскажите, сколько лет Вы в педагогике и с чего начался ваш интерес к этой области?

Преподаю в высшей школе 30 лет и 3 года. Окончила Ставропольский государственный педагогический Институт имени Дружбы народов, сейчас он входит в Северо-Кавказский федеральный университет. Училась на физико-математическом факультете по специальности «математика и физика».
Интерес к точным наукам у меня с детства. Примерно в 4 классе осознала, что хочу быть учителем математики. После окончания университета попала по распределению в ПТУ, а чуть позже цепочка встреч и событий привела сюда, в Ставропольский аграрный университет. Всю жизнь учусь, все время в математике и все время в общении. Считаю, что достаточно полно реализую себя в своем профессиональном предназначении.

Что Вы любите в профессии преподавателя больше всего?
В своей профессии люблю многое. В первую очередь, конечно, общение со студентами. Люблю математику, нравится познавать новое. Когда заканчивала вуз, думала, что больше учиться не буду, придется просто работать. А потом оказалось, что став преподавателем, продолжаю непрерывно обучаться чему-то новому.

Что Вы не любите в профессии?
Не то чтобы не люблю, а скорее напрягает, когда нужно создавать документы, которые не несут вспомогательного значения для преподавательской деятельности. Сложно, когда приходят «сырые» распоряжения и не знаешь, как их реализовывать. Это то, что не дает удовлетворения… Все остальное - возникающие задачи, которые решаешь по мере возможности.
Конечно, некоторые установки шокируют. Например, в 2003 году появилась должностная обязанность уметь работать на компьютере. Все было ново для меня, потому что во время моего обучения в вузе компьютеров не было. Пришлось очень быстро осваивать с нуля навык создания документов в электронном виде. Домашних персональных компьютеров у многих тогда еще не было, и мы начинали изучать программы здесь, в университете. Был сделан огромный шаг в переходе на «электронку», но зато сейчас есть радость, что многое в этой области умею и понимаю, общаюсь на одной волне со студентами. Тогда это был глобальный переход, а теперь работа с компьютером - уже само собой разумеющееся.

У Вас случались профессиональные неудачи?
Не назвала бы это неудачами, бывали сложные ситуации. Например, конфликты со стороны студентов, хотя стараюсь их не создавать. К сожалению, к нам не всегда студенты поступают по своей воле – случается, что настаивают родители. Как-то создалась ситуация со студенткой экономического факультета. Девочка расплакалась, что трудно даётся учеба… я начала задавать вопросы. Оказалось, что ее душа лежит к хореографии, но родители сказали, что это не профессия, и заставили поступить на экономический факультет. Для студентки это была трагедия. Вместе попытались найти выход. Такого, чтобы ей понравилось, не нашли, и тогда я предложила учесть, что, если жизнь привела сюда, то надо продолжать учиться, дать себе шанс реализоваться в этой профессии.
В вузе почти всю свою преподавательскую деятельность я была куратором. А это общение не только в рамках дисциплины, но и по личным вопросам со студентами и их родителями. Бывали сложные ситуации, но не считаю их неудачами – это были трудности, которые мы вместе преодолевали.

Расскажите про Вашу профессиональную гордость. Может, есть случай, который греет душу?
Что-то такое глобальное не всплывает, но есть много воспоминаний, греющих душу. Почти в каждом потоке есть студенты, которые со мной на одной волне. Я много путешествую, очень люблю фотографировать. Когда раскрываю тему на занятии, привожу примеры из природы, окружающего мира, показываю, как проявляются математические законы, объясняю, как я их постигаю, как их вижу. И обязательно найдутся люди, которые понимают меня, пробуют взглянуть на мир еще и с точки зрения математики и моих увлечений. Так один мой студент сомневался, стоит ли ему заниматься фотографией, а после разговоров со мной решился попробовать. И у него получилось не только ловить фотомоменты, но и увидеть математические «изюминки» нашего мира.
Также сейчас у нас намного больше возможностей для путешествий, чем было 10-15 лет назад. Очень много туристических фирм, которые отправляют в туры-однодневки. Всегда говорю студентам, что 1 000-1 500 рублей они, скорее всего, просто так потратят и не заметят. Лучше отложить их и смотаться в поездку, просто отдохнуть, увидеть, сколько закономерностей есть в окружающем нас мире, и со свежими мыслями легко продолжить учиться дальше. Приятно, когда кто-то из ребят следует моему совету.
Приятно еще, когда тебя помнят взрослые бывшие студенты, которые от тебя уже не зависят. Они находят меня в социальных сетях, добавляются в друзья. Мы поддерживаем связь и знаем, что мы есть друг у друга.

По вашему мнению, студенты как-то изменились с момента начала Вашей педагогической деятельности?
Изменения есть, потому что люди меняются и общество меняется. Всегда есть те, кто хочет учиться, те, кто не хочет учиться и те, кому все равно.
Сложно было в 1994-2000 гг. Тогда большинство студентов не хотели учиться вообще. Была такая политика в государстве, когда было не понятно: нужно учиться или не нужно. Многим было сложно определиться, что нужно делать, чему и на кого учиться. Изменения по отношению к учебе пошли только тогда, когда большинство родителей наконец-то осознали, что их ребенок приходит работать в их же фирму, и он ничего не знает. Зачем нужен такой работник? И вот, когда родители поняли, что детям нужно иметь знания, образование студентов вышло на другой уровень.
За все годы преподавания пришла к выводу, что студент – он во все времена студент! Хочет спать, кушать, развлекаться и между этими делами – учиться. Считаю, что всегда есть изумительные люди, есть – не очень. Но в процессе взаимодействия учимся договариваться, избегать конфликтных ситуаций, на занятиях тем более.

Как вы думаете, что должен делать педагог, чтобы его влияние на студентов было позитивным?
Чтобы влияние на студентов было позитивным, нужно любить свою профессию. Ты в ней живешь, ты в ней плаваешь, ты кайфуешь от этого. Большинство студентов, учащихся в университете, не замечают, как многообразен мир. А задача преподавателя –– расширить их мировоззрение, показать, что мир бесконечен и интересен. Когда ты к нему открыт, он дает тебе намного больше.
Я нащупала свою линию – рассказываю об абстрактном мире математики через призму своих увлечений. Есть люди, которые о себе ничего не говорят, а мне нравится делиться со студентами своими хобби. Мне кажется, что пересечение этих увлечений с моими дисциплинами дает больше шансов студенту вовлечься в предмет. Это же великое счастье – делиться со студентами всем, что я узнаю. Тем, что, например, в Архызе в Софийском ущелье кромка хвойного леса выстроена по циклоиде, или, как строятся паутинки – великолепно красивые многоугольники. Или, например, когда в горах обвалилась скала, то осколок имеет форму куба, или пирамиды, или сложного многогранника. А какие совершенные углы там – чаще всего 90 или 120 градусов. Это же интересно, как в природе всё «придумано»! А преломление света от поверхности озера или фрактальность листа папоротника – таким образом проявляются математические закономерности в природе.
«Сухую» математику нашим «нематематическим» студентам сложно изучать, поэтому стараюсь показывать проявление её законов в окружающем мире. По моему мнению, чем больше человек увлечен, чем многостороннее он видит мир, тем он более позитивен и гармоничен.

На прошлой неделе мы поговорили с профессором базовой кафедры частной зоотехнии, селекции и разведения животных, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Еленой Эдугартовной Епимаховой. Что заставило уйти с производства в педагогику? Какие неудачи случаются на профессиональном пути? Как научить студентов профессионально коммуницировать? – читайте по ссылке.


Возврат к списку